катализатор в автомобиле

Что такое катализатор и можно ли его удалить?

Каталитический нейтрализатор предназначен для очистки выхлопных газов, выбрасываемых автомобилями в атмосферу. Пока он работает исправно, водители даже не задумываются о его существовании. Однако, если он поврежден или изношен, технические характеристики автомобиля изменяется в худшую сторону, не говоря уже о вреде наносимом природе. Есть несколько вариантов развития событий: заменить, восстановить или демонтировать. 

Как поступить правильно? Можно просто удалить катализатор?

  • Что такое катализатор и для чего он нужен
  • Несколько слов о катализаторе
  • Износ
  • Каковы симптомы поломки
  • Что делать, если катализатор изношен или сломан
  • Чем поможет эмулятор лямбда-зонда
  • Как подобрать катализатор
  • Сколько занимает времени и сколько стоит установка катализатора
  • Можно ли удалить катализатор
фильтры катализатора

Что такое катализатор и для чего он нужен

Каталитический нейтрализатор, более известный как катализатор, отвечает за уменьшение выброса вредных химических соединений, выделяемых в выхлопных газах автомобилей и их нейтрализация. Этот узел ходит без замены примерно 100 тыс.км., потом он начинает забиваться, окисляться, разрушаться и мешает работе двигателя.

Его роль очень важна для окружающей среды и для каждого человека. В действительности водителей меньше всего волнует этот вопрос, но когда на панели горит чек, спокойно ездить не возможно. Эта деталь, как и любой другой расходный элемент, подвержена износу и затем требует ремонта или замены. Многие водители вырезают каталитический нейтрализатор из выхлопной системы, чтобы машина начала дышать или выдыхать вредные газы.

Несколько слов о катализаторе

Каталитические нейтрализаторы начали устанавливать в автомобилях примерно в начале 1990-х годов. Их цель состояла в том, чтобы уменьшить количество выхлопных газов, выделяемых при работающем двигателе, чтобы они максимально сгорали и попадали в атмосферу в виде воды и углекислого газа. Все это делалось для того, чтобы в атмосферу проникало как можно меньше отрицательных соединений и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на все живые организмы — например углеводороды, оксиды углерода или оксиды азота. Сегодня тест Евро-6 со своими жесткими требованиями к выбросам в атмосферу загрязняющих соединений автомобильными двигателями на 95% стал требовательнее по сравнению с лимитами 1992 года. Катализатор — на самом деле неправильное название — он описывает только химический процесс, а не само устройство. Название — реактор или каталитический дожигатель наиболее точное. Однако термин «катализатор» стал настолько общепризнанным, что каждый точно знает, о чем идет речь.

Износ

Эта часть автомобиля изнашивается и также может быть повреждена как любая другая.

износ катализатора автомобиля

 Особенный вред автомобильному катализатору наносят:

  • езда на короткие расстояния
  • проблемы с турбонагнетателем
  • проблемы системой зажигания
  • плохо отрегулированная система ДМРВ

*Этот узел автосистемы достаточно хрупкий и не выносит езды по ямам и ухабам. При ударе керамическая вставка может очень быстро рассыпаться, а значит проходимость всей выхлопной системы значительно упадет. Если такое произошло — все керамические частицы необходимо быстро удалить, чтобы они не повредили другие элементы всей системы.

*На срок эксплуатации влияет не только пробег, но и качество горючего. Наличие в нем большого количества присадок и добавок выжигает систему.

износ катализатора

Каковы симптомы поломки

Правильный диагноз — ключ к правильному решению проблемы. Есть некоторые особенности поведения, которые могут указывать на то, что с катализатором что-то не так.

Как определить забитость катализатора

Вывернуть датчик кислорода, ввернуть манометр и проверить давление. Должно быть менее 0,5 атм (кг/см2).

Если не работает датчик кислорода или вообще вывернут,топливная смесь в двигатель попадает не чистая и засоряет систему.

Звон внутри катализатора.

Пробег более 100 тыс. км.гарантия на 99 %.

  1. падение мощности, вызванное нарушением проходимости выхлопной системы;
  2. машина троит, дергается, плохо разгоняется;
  3. шум во время движения;
  4. металлический шум, исходящий из области выхлопной системы при нажатии на педаль газа;
  5. заметное увеличение расхода топлива;
  6. увеличение в выхлопе содержания CO2;
  7. чек на панели.

Что делать, если катализатор изношен или сломан

Многие водители даже не осознают, что замена катализатора обходится недешево. Цены на новые детали действительно высоки и обусловлены в основном типом материалов, которые использовались при производстве. В первую очередь, это благородные металлы — платина или палладий, которые удорожают катализатор. Стоимость нового катализатора от 3 тыс. руб. не забывайте, что устройства на 1,5 и 1,6 л. мотор требуются разные. Даже если вы думаете о восстановлении, вместо покупки нового элемента вы должны быть готовы хорошенько раскошелиться. Это конечно дешевле, чем в случае с покупкой нового, но затраты значительные. Итак, удалить, заменить новым, поставить проставку или паук.

износ катализатора авто

Удаление катализатора

Сотрудники автосервиса с подозрительной живостью советуют вырезать катализатор и поставить обманку, обязуясь бесплатно утилизировать столь вредную и изношенную деталь.

В этом случае катализатор полностью удаляют, а на его места помещают т.н. лямбда зонд. Одновременно происходит «перепрошивка мозгов» автомобиля под стандарт «Евро -2».

Можно установить так же проставку или паука.

Проставка, это обычная пустышка, устанавливается только на моторы 1,5 л и. Не требует перепрошивки мозгов.

Пауки:

4-2-1 — четыре трубы соединяются в две трубы, затем в одну.

4-1 — все трубы сразу соединяются в одну.

Многие автовладельцы предпочитают вырезать катализатор.

удаление катализатора

Чем поможет эмулятор лямбда-зонда

В автомобилях, соответствующих стандарту Евро 3, устанавливаются два лямбда-зонда, первый перед катализатором в выпускном коллекторе, а второй сразу за катализатором. Именно последний зонд вызывает проблемы. В автомобилях, соответствующих нормам выше Евро 3, катализаторов больше — два, а то и три. Столько же лямбда-зондов. Если водитель решил вырезать вставку из катализатора и остался только его корпус, выхлопная система издает глухую неприятную вибрацию. Если двигатель перестает трястись на холостом ходу, но через некоторое время на приборной панели снова загорается индикатор неполадки работы двигателя, горит ошибка (чек). В этом случае нужно перепрограммировать ЭБУ под Евро2, под один датчик кислорода.

Водитель может использовать и другие решения, например, установить специальный винт в выхлопной системе — эмулятор лямбда-зонда. Это решение призвано обмануть зонд, его датчик устанавливается не в выхлопную трубу, а всего на несколько сантиметров над ней. Винт стоит пару сотен рублей, но не всегда решает проблему. Затем придется установить электронный эмулятор второго лямбда-зонда, что предполагает вмешательство в программное обеспечение двигателя.

Каталитический нейтрализатор является полноценным компонентом автомобиля. Его выбивание это внесение изменений в конструкцию. Но не всё так однозначно. Удаление этого элемента чревато последствиями в процессе эксплуатации авто. Но может все пройти и без серьезных последствий для машины и водителя.

1. Проверка технадзором уровня выбросов на дорогах России практически не осуществляется, хотя формально ничем не запрещена и не ограничена.

2. Обнаружить отсутствие катализатора практически невозможно – инспектор ДПС просто не будет даже заглядывать под днище, дабы обнаружить сварные швы или другие признаки выбитого нейтрализатора.

3. Вероятность того, что информация об удалённом катализаторе поступит от оператора техосмотра в ГИБДД, также чрезвычайно низкая. Да даже если и поступит, то это будут данные о превышении содержания вредных выбросов – сам факт удалённого компонента никто не проверяет и не имеет полномочий проверять, поэтому и факт внесения изменений в конструкцию не будет выявлен, а штраф и аннулирование регистрации при этом не могут быть законными.

Как подобрать катализатор

Катализатор можно купить и не оригинальный. Существует много заводов в странах СНГ и ближнего зарубежья, которые делают универсальные катализаторы для автомобилей. Универсальный катализатор для автомобиля, соответствующего стандарту Евро 2, стоит в среднем от 3000 до 10000 рублей, а для автомобиля, соответствующего стандарту Евро 3, от 5000 до 15000 рублей. Это почти в десять раз дешевле, чем покупать новый оригинальный катализатор.

Выбранный механизм должен иметь такой же объем и размер, как и оригинальный. Также, нужно замерить корпус родного нейтрализатора, длину и ширину обратить внимание на форму.

катализатор виды и принцип работы

Он должен иметь ту же (или аналогичную) форму, что и оригинальный каталитический нейтрализатор, установленный на автомобиле (круглый или плоский корпус). Немаловажен и диаметр выхлопных труб — обычно 450, 500 или 550 мм.

При выборе обязательно нужно учесть его пропускную способность. Наиболее важным вопросом является соответствие катализатора мощности двигателя и европейскому стандарту. Например, если катализатор соответствует стандарту Евро 3, он предназначен для автомобиля с бензиновым двигателем объемом от 1 до 1,4 л. При диаметре трубы 45 мм каталитический нейтрализатор имеет форму приплюснутой формы.

Катализатор стоит в выпускном коллекторе

Сколько занимает времени и сколько стоит установка катализатора

Обычная установка универсального катализатора не должна занимать больше часа. Если выхлопная система исправна и дополнительных вмешательств не требуется. Стоимость не высокая, составит от 2500 до 5000 рублей. Однако иногда приходится устанавливать новые крепление и прокладки, а также новые хомуты, если вся выхлопная система уже сильно изношена. Также может оказаться, что крышка глушителя сильно повреждена и ее тоже нужно заменить на новую.

Чтобы отремонтировать весь узел, автомобиль нужно поднять на подъемнике и снять всю выхлопную систему. Особая осторожность требуется при демонтаже лямбда-зонда. Его нужно не только открутить, но и отсоединить ведущий к нему конец кабеля. Шнур обычно проходит внутри салона, а выходное отверстие может находиться под ковровым покрытием, закрывающим центральный туннель.

После демонтажа всей выхлопной системы срезают старый катализатор, затем устанавливают заменитель на его место, регулируют его и закрепляют. Далее монтируется выхлопная система и подключается кислородный датчик.

Что делать со старым катализатором? Существует много компаний, которые их покупают. От продажи можно будет выручить пару тысяч рублей.

Не оригинальные катализаторы не так долговечны как оригинальные, но в хороших условиях их можно использовать несколько лет. Хорошие условия — это те, в которых автомобиль часто эксплуатируется в дальних поездках, у автомобиля эффективная система зажигания (особенно это касается катушек зажигания), и водитель не ездит по глубоким лужам, потому что резкое охлаждение горячего катализатора заставляет корпус сжиматься и крошить его керамическую вставку.

В некоторых автомобилях катализатор находится в выпускном коллекторе. В этом случае замена обходится дороже и водителю достаточно приобрести картридж с катализатором — круглую банку стандартных размеров, без корпуса. Его замена стоит дороже, потому что механику приходится снимать выпускной коллектор и разрезать его, чтобы установить новый картридж.

Видео о плюсах и минусах удаления катализаторов

Добавить комментарий