скрип тормозов

5 причин скрипа тормозов

У многих скрипят тормоза во время движения. Некоторых это момент просто раздражает, а для некоторых этот звук справедливо беспокоит об исправности важнейшей системы в автомобиле — тормозной системы. Рассмотрим в статье конструкцию и материалы тормозных колодок, основные причины скрипа и вибрации, а также способы решения проблем со скрипом.

Принцип работы дисковых тормозов

Citroen DS, по прозвищу «акула», — это первый крупносерийный автомобиль с дисковыми тормозами, которые теперь входят в стандартную комплектацию почти всех автомобилей, в то время как некоторые автомобили более низкого класса все еще имеют барабанные тормоза на задних колесах.

citroen DS дисковые тормоза
citroen DS

Принцип действия основан на диске, который жестко соединен со ступицей колеса, и тормозных клещах, в которых с обеих сторон диска находятся тормозные колодки, которые при торможении прижимают к диску поршень гидравлического тормоза.

Разница между дисковыми и барабанными тормозами
Разница между дисковыми и барабанными тормозами

Во время этого процесса кинетическая энергия преобразуется в тепло за счет трения, и диск останавливается, а, следовательно, останавливается и колесо, и автомобиль.

Тормозные колодки обычно изготавливаются из смеси разных материалов, и у современных автомобилей сейчас один из двух типов колодок: органические или полуметаллические.

полуметалические колодки
полуметалические

Раньше в качестве материала для тормозных колодок использовался асбест, но, поскольку со временем было установлено, что он является чрезвычайно канцерогенным, компании производители перешли на органические материалы, и стали использовать в производстве смесь каучука, кевлара, стекловолокна и т. д., в общем все, что связано с синтетической смолой.

Конечно, такие колодки имеют немного меньший срок жизни и тормозят не так резко, когда нагреваются, но зато они обеспечивают плавное и тихое торможение, исключая слишком большую тепловую нагрузку на диск, что делает их, в конечном счете, победителем в этой конкурентной борьбе.

Достаточно часто можно встретить полуметаллическую колодку, состоящую из металлической стружки (стальной, медной и др.) И композитного материала. Эти колодки обладают хорошими тормозными характеристиками при любых погодных условиях, имеют больший диапазон рабочих температур, но они более шумные, оставляют больше пыли на колесах и быстрее изнашивают диски.

В дополнение к этим типам тормозных колодок существуют еще керамические и карбоновые тормозные колодки, которые рассчитаны на высокие нагрузки на трение, такие как суперкары, треки или Формула 1, поэтому вероятность того, что многие из нас когда-либо будут ездить на автомобиле с такими характеристиками, очень мала.

тормоза формулы1
формула 1 тормоза

Причины скрипов тормозов

Чтобы объяснить проблему, необходимо определить ее механику. Т.е. понять, возникает ли шум на более высоких или более низких скоростях, возникает ли он только во время торможения или преследует постоянно и т. д.

Отработанная колодка

Да, это очевидная причина, но упомянуть ее стоит. Поскольку колодки изнашиваются при каждом торможении, они со временем истончаются до металлической опоры, создавая шум и вибрацию при контакте с диском.

Обычно колодки меняются, когда стираются до 2–4 миллиметров до стальной части колодки. У многих авто сегодня есть электронный индикатор, который показывает, когда пора заменить колодку, но если его нет, то звук тормозов является явным признаком того, что пора заменить колодки.

Свист не всегда означает, что диск уже начал царапаться металической частью колодки. На колодках устанавливаются специальные сигнальные пластины, которые как раз и должны «визжать», чтобы сигнализировать о том, что колодка вот вот сотрется до металла.

Срок службы колодок, конечно, зависит от типа материала, но особенно сильно он зависит от стиля вождения, поэтому, если автомобиль много используется в движении с постоянными остановками и троганием с места, с частыми резкими торможениями, на высоких скоростях, то колодки можно уже менять и через 20000 км.

Если вы чаще передвигаетесь по шоссе, то колодки могут выдержать и до 100 000 километров.

Тормозные диски истощились

Что делать, если тормозные колодки абсолютно новые, но шум появляется снова?

Тормозные колодки изнашиваются намного быстрее, чем диски, но, со временем, диски также становятся тоньше, особенно в своем центре, где сила сдавливания наибольшая.

Из-за этого на краю диска можно заметить переход, который ржавеет и при соприкосновении с колодкой возникает скрипящий звук.

Ржавеющая кромка тормозного диска
Ржавеющая кромка тормозного диска

Вы можете заметить это и проверить самостоятельно, только делайте это обязательно на холодных тормозах: проведите пальцем по внешнему краю диска и почувствуете ярко выраженный «зуб».

Это не значит, что диски нужно менять немедленно, можно, для начала, зачистить кромку наждачной бумагой. В случае, если этот переход очень большой, можно переходить на специализированное точение дисков.

При этом следует следить за тем, чтобы не превышать минимальную толщину диска. Диск может использоваться до 3 миллиметров с каждой стороны.

Диски более долговечны и на практике обычно служат до трех замен колодок.

Загрязнение тормозных элементов

Если вы посмотрите на диск, вы заметите на нем небольшие концентрические бороздки (как на граммофонной пластинке), которые образуются из-за грязи, которая попадает между колодкой и диском, и, при торможении, вдавливается в диск и вызывает подобные повреждения.

бороздки на диске
бороздки, образующиеся из-за грязи

Вышеупомянутая проблема может возникнуть во время движения в дождливую погоду, когда мелкий песок и галька из лужи попадают в тормозные суппорты, а также из-за колодок из плохого материала, т.к. есть вероятность, что во время производства материала из которого сделаны эти колодки попадется крупный кусок металла, который собой повредит диск.

Если на автомобиле не ездить регулярно, может случиться так, что из-за влажности и длительного стояния диски ржавеют (особенно с нашим климатом), что также приводит к повреждению диска при последующем использовании и, как следствие, к дальнейшему скрипу.

Часто такие проблемы сами уходят. Через некоторое время после нескольких поездок, элементы тормозной системы самоочищаются во время торможения. Для ускорения эффекта попробуйте самостоятельно поездить и резко потормозить, чтобы очистить грязь и ржавчину.

Пластины тормозных колодок в большинстве моделей поставляются также с небольшими вкладышами, которые используются для правильного размещения и перемещения колодок при работе (направляющие). Есть такие горе-механики, которые думают, что эти листы не нужны и их сложно установить, потому что суппорты для тормозов очень грязные и т.д., но вы должны настоять на их установке, потому что без них во время торможения могут возникать вибрации тормозной колодки, и, как следствие, скрип.

Если в автомобиле не установлены направляющие по типу суппорта, рекомендуется очистить стальной щеткой и смазать те контактные поверхности, относительно которых колодка движется в тормозных суппортах. Обычно для этого продаются специальные смазки, стойкие к термическому воздействию, напр. медная смазка.

направляющие дисков
направляющие

В дополнение к этому очень важно смазать заднюю часть пластины , потому что это также может вызывать вибрацию и шум при торможении.

Защитный кожух из листового металла

защитный кожух
защитный кожух

У большинства автомобилей есть дополнительное ограждение из листового металла на внутренней стороне диска, роль которого заключается в предотвращении попадания воды и грязи с дороги на контактные поверхности тормозов, а также для предотвращения попадания тормозной пыли на элементы подвески.

Поскольку это относительно тонкий кусок листового металла, он может легко загибаться, деформироваться и соприкасаться с внутренней стороной диска , что может вызвать постоянный звук царапания или скрипа.

В этом случае его необходимо очистить и выпрямить.

Вывод:

Скрип тормозов не является серьезной неисправностью автомобиля, но если не придавать ему значения, это может привести к плохому торможению, что ставит под угрозу безопасность движения, поэтому не откладывайте решение проблем с тормозной системой и обратитесь за профессиональной помощью.

Читать далее по теме

26.05.2021

Известно, что цены на старых и дорогих ветеранов где-то зашкаливают. Но как там цены на современные раритеты? Некоторые из этих автомобилей кричащие, некоторые красивые, некоторые…

10.03.2023

Выхлопной дым — это видимый газ, который выделяется из выхлопных труб автомобиля. Он состоит из смеси углеводородов, оксида азота и некоторых других газов, которые образуются при сгорании топлива в двигателе. ОглавлениеКакие бывают…

03.03.2023

1. Основы ковки углеродного волокна — что нужно знать 2. Пошаговое руководство по ковке углеродного волокна в вашем гараже 3. Самодельные приемы для ковки углеродного волокна при ограниченном количестве…

10.02.2023

не подвергайте себя риску, регулярно проверяйте давление в шинах вашего автомобиля. Вносите изменения в зависимости от сезона, загруженности, технических требований проверяйте состояния колес и давления…

09.02.2023

Автомобильные стекла являются важной частью любого транспортного средства, обеспечивая видимость, защиту от внешних воздействий и многое другое. Однако, как и остальные части вашего автомобиля, они нуждаются в надлежащем уходе…

Добавить комментарий