Как правило, у водителей нет проблем с различением бензина и дизельного топлива. Тем не менее, на заправках до сих пор бывают ошибки в виде заправки неправильным видом топлива. В эпоху ажиотажа, частой смены автомобилей и каршеринга такую оплошность допустить легко.Что произойдет с автомобилем, если его неправильно залить топливом? Что делать автовладельцу, если это произошло?
Оглавление
Главные отличия двигателей
Чтобы ответить на эти вопросы, стоит вспомнить, чем бензиновый двигатель на самом деле отличается от дизельного. Самая большая разница в способе воспламенения топливовоздушной смеси. Бензин сжимает смесь до 10-13 бар и воспламеняет ее свечой зажигания. В дизельном топливе смесь воспламеняется автоматически, как только попадает в камеру сгорания. Это связано с высоким давлением, которое колеблется в пределах 20-30 бар. Поэтому дизельные двигатели имеют более высокую степень сжатия.
Еще одно отличие заключается в том, что происходит, когда водитель нажимает на педаль газа. В случае с бензином мы контролируем дроссельную заслонку, регулируя таким образом подачу воздуха. На основе количества, измеренного датчиками, ЭБУ выбирает подходящее количество бензина. В дизельном топливе количество воздуха постоянно, и водитель, нажимая педаль газа, дозирует впрыскиваемое топливо.
Дизельное топливо в бензиновом моторе:
Итак, мы видим, что конструкция дизельного и бензинового двигателей кардинально отличается, и сегодня даже небольшое количество плохого топлива может вызвать катастрофу — если мы запустим двигатель!
Следует отметить, что заправка дизельным топливом — гораздо более частая ошибка. Это связано с тем, что наконечники распределителя для дизельного топлива шире, чем для бензина. Это, очевидно, делает невозможным вставку наконечника дизельного пистолета в заливную горловину бензинового движка. По этой причине чаще приходится справляться с последствиями заливки популярного 95 бензина в дизельные двигатели.
Но все же … если вы все-таки как-то замечтались и залили дизель вместо бензина, первое, что точно НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ — это запускать ваш мотор!
В том случае, если вы заранее заметили свою ошибку и еще не запустили двигатель, все, что вам нужно сделать, это вызвать эвакуатор и отвезти машину в сервис. Там механик должен откачать неподходящее топливо из бака и топливопроводов. Но это не все. Также необходимо промыть всю систему, а также заменить топливный фильтр со свечами. Не рекомендуем делать это самостоятельно, так как это может привести к серьезным неисправностям. В таких ситуациях проще всего повредить бензонасос или датчик уровня топлива и мы рискуем дополнительными расходами.
Если двигатель уже заведен, то в лучшем случае нас ждут те же действия, как если бы двигатель не был включен. К сожалению, довольно часто повреждается катализатор, а в крайнем случае горят поршни. Расходы будут и на замену катализатора и на капиталку двигателя в худшем случае.
Бензин в дизельном двигателе
Бензиновый пистолет сильно тоньше отверстия в бензобаке с дизельным двигателем, но «зазеваться» также можно. Но в случае с дизелями все так страшно. Старые дизельные двигатели, оснащенные роторным насосом, способны спокойно сжигать небольшое количество бензина. Механики старых автомобилей даже рекомендовали добавлять небольшое количество бензина для улучшения запуска в холодные зимы. К сожалению, большинство конструкций, выпущенных после 2000 года, не выдерживают этого.
В некоторых дизелях 70-х и 80-х годов (например, Mercedes W115) даже инструкция по эксплуатации допускала до 30% бензина по отношению к дизелю. Это не причиняло никакого вреда, потому что двигатели и все их элементы не были такими точными и современными, как сегодня. В новейших дизелях в основном используется одно технологическое решение, связанное с впрыском топлива — система Common Rail 2-го поколения. При заправке неправильного типа топлива именно здесь может возникнуть самая большая проблема.
Хотя Common Rail — почти идеальная система, обеспечивающая очень эффективное сгорание топлива (до семи ступеней впрыска!), она очень чувствительна к его качеству. Отверстия в соплах форсунок часто имеют диаметр всего 0,15 мм, а зазор иглы распылителя составляет 0,002 мм. Нетрудно догадаться, что любое загрязнение топлива приведет к немедленному повреждению всего устройства впрыска. Первым пострадает ТНВД, потому что бензин, который не обладает смазывающими свойствами, как дизельное топливо, вызовет его заедание. А металлическая стружка от повреждений забьет форсунки. Стоимость замены всей системы в относительно новом дизельном двигателе составит более 40 тысяч рублей.
Лучшее, что мы можем сделать после заправки неправильным топливом, — это не запускать двигатель и отвезти машину к механику, который заменит топливный фильтр и тщательно очистит топливную систему.
Что будет, если заправиться бензином с низким октановым числом
Часто производители автомобилей рекомендуют заправлять бензином, особенно для некоторых спортивных моделей, бензином E 98. Что произойдет, если мы случайно заправим топливо с более низким октановым числом, например E 95 или E 91 или E 92? Ответ- ничего. С вашим двигателем ничего не случиться. В движках есть датчик детонации, который регулирует работу двигателя в зависимости от залитого в бак топлива.
Стоит знать, что после заправки топливом с меньшим октановым числом вы можете почувствовать небольшое снижение мощности автомобиля. Однако в большинстве случаев это будет практически незаметно для водителя. Результаты (количество лошадиных сил и значение максимального крутящего момента) автомобилей на динамометре, в которые заправлялся бензин с меньшим октановым числом, обычно попадают в пределы погрешности измерения.
Однако мы советуем вам следовать рекомендациям производителя, и если он четко советует вам заправляться бензином E 98, то в следующий раз, когда вы посетите заправку — лучше заправиться правильным бензином. В остальных случаях все зависит только от предпочтений и личных убеждений владельца авто.
Как самостоятельно отсосать бензин или солярку из бака
Однако если мы решим действовать самостоятельно в этом плане, то бензонасос точно нам пригодится. Стоимость небольшая:
Если его нет под рукой, то можно использовать пластиковую трубку и отсосать неправильно залитое топливо. Некоторые бензобаки в автомобилях имеют специальные сливные пробки, благодаря которым опорожнение бака может быть ускорено.
Как это сделать если нет сливного отверстия? Первым делом снимите сетчатый фильтр с крышки топливного бака (если есть). Далее — вставьте пластиковую трубку в топливный бак вашей машины: сделать это нужно как можно глубже и плотно заткнуть пальцем горлышко.
Затем очень быстро вытяните трубку наполовину из бака, направляя засоренное выпускное отверстие вниз. Когда уровень отверстия трубки будет значительно ниже уровня топлива в баке — топливо будет течь само. Перед тем, как это сделать, конечно, поставьте под бак подходящую емкость, в которую будет стекать отсосанное топливо. Помните, что нельзя сливать топливо прямо на землю или в канализацию.
Резюме
Если вы заправили не тот вид топлива, во-первых, ни в коем случае не запускайте двигатель. Хотя, если у вас 60-литровый бак в дизеле, а вы случайно залили литр бензина, а остальное долили солярой, то это не будет быть проблемой, но она точно появится, если бензина будет больше.
Если вы это осознаете на заправке, вы можете обратиться за помощью к персоналу. На заправочных станциях обычно есть оборудование, позволяющее откачивать топливо из бака.
Хуже, если мы завели двигатель, и он какое то время будет работать. Лучшее решение — вызвать техпомощь на дороге и перевезти машину в проверенное СТО. Там должны откачать топливо, промыть систему и в обязательном порядке заменить топливный фильтр. Подобные меры дают шанс уберечь систему впрыска от полного разрушения.
Ну а если вы просто залили бензин с более низким октановым числом — можете не переживать. Вы можете почувствовать небольшое падение мощности, но двигатель будет в порядке. В следующий раз, когда вы посетите заправочную станцию, долейте бензин с октановым числом, рекомендованным производителем.
Если в бак было залито небольшое количество не того топлива (бензина или дизельного топлива), то вы можете попробовать опорожнить бак самостоятельно. Однако любая попытка отсосать неподходящее топливо сопряжено с высоким риском, в основном из-за того, что оно легковоспламеняющееся. Намного безопаснее будет передать автомобиль специалисту, который, помимо избавления от ненужного топлива, профессионально очистит (промоет) бак и заменит топливный фильтр.