аккумулятор

Как выбрать аккумулятор?

Вопрос конечно не простой!

Выбор аккумулятора – это весьма кропотливый процесс, который потребует знаний и внимательности. Стоит начать с того, что на рынке представлены различные виды аккумуляторов, абсолютно каждый из которых имеет как достоинства, так и недостатки.

Поэтому сказать, какой тип аккумулятора самый лучший – на данный момент не получится. Каждый автомобилист подберёт аккумулятор под свой автомобиль, потребности и окружающие условия.

В настоящий момент на рынке распространено 7 типов аккумуляторов: сурьмянистые, малосурьмянистые, кальциевые, гибридные, гелииевые, щелочные и литий-ионные.

Именно в таком порядке они появлялись, привнося нечто новое в само понимание принципов работы аккумуляторов, а инновации в этом направлении не заканчиваются до сих пор.

аккумулятор для авто

Сурьмянистые аккумуляторы появились раньше остальных и на данный момент лидируют по доступности – это самые дешёвые аккумуляторы. В батареях используются свинцовые пластины, с содержанием сурьмы более 5%, отсюда и название. Аккумуляторы этого типа необходимо часто обслуживать – проверять плотность электролита и заливать дистиллированную воду на место испарившейся. В связи с этим имелись проблемы с герметичностью батареи.

Именно из-за проблем с чрезмерным испарением воды были созданы малосурьмянистые аккумуляторы. В состав пластин стали добавлять существенно меньше сурьмы, что позволило снизить расход воды, но полностью проблему решить не удалось. Малосурьмянистые аккумуляторы реже требуют обслуживания и срок их службы дольше. Также в сравнении с предшественником этот типа батареи меньше подвержен саморазряду. Хороший вариант для автомобилей советского производства.

Технологии развивались и машинам стало требоваться больше энергии, появилась необходимость увеличить емкость и КПД аккумулятора. Так появились кальциевые батареи, в них вместо сурьмы используется кальций. Но со временем стало понятно, что данный тип аккумулятора крайне чувствителен к перезарядам-переразрядам, буквально 3-4 такие «стрессовые» ситуации, и батарея навсегда теряет существенную часть ёмкости. Помимо этого данный тип вышел весьма привередливым к стабильности напряжения электроники и не переносить скачков, что делает невозможным его использование на отечественных авто.

Проблемы кальциевых батарей привели к появлению гибридных аккумуляторов, в которых плюсовые пластины изготавливались малосурьмянистыми, минусовые были кальциевыми. Такое совмещение технологий позволило взять лучшие качества каждого типа и объединить их. В результате получилось достичь меньшего расхода воды, чем в сурьмянистых аккумуляторах и большей устойчивости к переразрядам-перезарядам, чем у кальциевых. Эти аккумуляторы можно назвать золотой серединой.

Когда данные проблемы были решены, производители захотели увеличить срок службы аккумулятора. Гелевые батареи используют в качестве электролита не просто дистиллированную воду,  а специальный состав, доведённый до гелеобразного состояния. У этого вида нет никаких проблем с выкипанием жидкости, вещества не отслаиваются с пластин, гелевый аккумулятор не боится переразрядов-перезарядов, срок службы такого аккумулятора примерно 10 лет, он герметичен и не требует обслуживания. Однако идеальным всё быть не может, к сожалению, гелевые аккумуляторы плохо работают  при низких температурах: гель на холоде густеет и его электропроводность падает. Ну и цена у этих батарей уже достаточно высока. Их устанавливают на автомобили премиум сегмента и в тёплых районах.

гелевый аккумулятор

Щелочные аккумуляторы были разработаны специально для холодного климата. У них есть множество преимуществ, например они не теряют ёмкость от переразрядов-перезарядов – они абсолютно никак не влияют на технические характеристики и состояние батареи, щелочные аккумуляторы практически не имеют саморазряда, они относительно экологичные, имеют большую ёмкость, чем другие аккумуляторы той же массы и, как уже было сказано, не чувствуют холода, что просто незаменимо для севера и Сибири. Однако такой батарее тяжелее создавать необходимое напряжение, приходится увеличивать число банок аккумулятора, чтобы это компенсировать. Соответственно щелочные аккумуляторы поучаются объемнее, тяжелее и дороже своих конкурентов, но и ёмкость у них выше. Прекрасно подойдут для больших автомобилей и грузовиков, особенно в качестве тягового аккумулятора.

литий-ионный тип аккумуляторов

Самым новым и многообещающим видом является литий-ионный тип аккумуляторов. Дело в том, что работа над его усовершенствованием ещё ведётся. Она нацелена на устранение проблемы падения напряжения при снижении температуры и на уменьшение габаритов при сохранении ёмкости. Главное, что теоретически решить эти проблемы можно, осталось только доработать методы и реализовать их на практике. Если это произойдёт, то литий-ионные аккумуляторы вытеснят остальные типы аккумуляторов, за исключением, вероятно гелевых.  

Если вы покупаете новый аккумулятор, то должны знать, что некоторые батареи поставляются с завода сухозаряженными, то есть без электролита. Это особенность некоторых типов аккумуляторов, которая позволяет им дольше храниться до покупки. Залитые аккумуляторы готовы к использованию сразу после приобретения.

Некоторые производители автомобилей используют нестандартные решения в реализации течения электричества по автомобилю, поэтому есть аккумуляторы прямой, а есть обратной полярности.

Это важно учитывать при покупке аккумулятора, иначе клемма просто не дотянется до нужного места, а если перепутать плюс и минус, рискуете спалить всю проводку и электронику автомобиля. Именно поэтому важно внимательно изучить старый аккумулятор перед покупкой нового.

То же касается и банальных размеров аккумулятора. Батареи с одинаковой ёмкостью и напряжением могут быть шире и ниже или выше и уже.

От этого зависит расположение клемм и крепление самого аккумулятора, чтобы он не улетел на первой же кочке. В то же время аккумуляторы разных типов или разных производителей могут иметь визуально одинаковые размеры, но обладать разной емкостью и напряжением, поэтому важно учитывать все эти признаки в совокупности, а не полагаться на что-то одно.

Важным показателем является стартовый ток, который и запускает всю машину, если выбрать аккумулятор с недостаточным стартовым током, то автомобиль откажется заводиться. Если взять батарею с минимально необходимым стартовым током, то спустя некоторое время, когда начнётся процесс деградации аккумулятора, этого тока не будет хватать. К тому же при отрицательных температурах мощность, заявленная производителем снижается на 40%. Поэтому рекомендуется приобретать аккумулятор с мощностью в 2 раза больше, чем необходима, автомобилю это никак не повредит. Наоборот, после долгого простоя или в мороз машину будет проще запустить.

Ценовой сегмент

Ценовых сегментов на рынке аккумуляторов 3: эконом, стандарт и премиум. Батареи «эконом» класса, на удивление, самые не выгодные, поскольку их качество сборки, срок службы и прогрессивная деградация ёмкости не позволят вам сэкономить. Для рядового водителя «стандарт» будет самым оптимальным вариантом. Из преимуществ батарей класса «премиум» — больший срок службы, причём как фактический, так и гарантийный, более высокая ёмкость и стартовый ток, что не всегда целесообразно, учитывая разницу цен.

Обслуживание

Обслуживание аккумулятора – дело добровольное, его всегда можно просто заменить, если не хочется возиться и платить, например, за обновление электролита. Несмотря на это важным для многих автомобилистов является пригодность аккумулятора к обслуживанию. Есть обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые батареи. Первый тип можно полностью ремонтировать, но аккумуляторы такого типа морально устарели и не всегда их ремонт целесообразен. Малообслуживаемыми является большинство аккумуляторов на рынке, такова специфика климата. Необслуживаемые батареи, например гелевые, у нас не распространены из-за тех же климатических условий.

При выборе аккумулятора нельзя торопиться, брать первый попавшийся аккумулятор или тот, что вам посоветовал консультант в магазине. Оригинальный аккумулятор имеет техпаспорт, который нужно посмотреть. Проверьте дату производства батареи, изучите маркировки, нанесённые непосредственно на него и почитайте отзывы в интернете, даже у проверенных компаний бывают неудачные модели. Это позволит вам убедиться, что вы покупаете не подделку. Косвенными признаками подделки можно считать окисленные клеммы, ничем не прикрытые контакты и плохое качество пластика, но последнее не всегда свидетельствует о контрафакте, иногда за счёт дешёвого пластика компания снижает себестоимость аккумулятора, чем делает итоговую стоимость для потребителя ниже.

Из известных и проверенных производителей можно выделить аккумуляторы фирмы BOSCH и VARTA, это лучшие варианты по соотношению цены и качества. У них минимизирован процент брака на производстве и отлажена удобная гарантия на свою продукцию.

Внимательно изучите старый аккумулятор, его полярность и размеры перед покупкой нового, узнайте какая ёмкость и начальный ток необходимы вашему автомобилю, найдите несколько подходящих моделей аккумуляторов и почитайте о них отзывы, проверьте выбранную батарею на оригинальность. После этого вы можете быть уверены, что проблем с аккумулятором не будет и он прослужит вам длительное время. 

Добавить комментарий