что такое сход-развал

Сход-развал колес — надо ли делать? Что это такое?

Сход- развал подвески — это набор параметров, которые определяют положение и движение колеса во время движения. Геометрия определяет устойчивость автомобиля и его управляемость . Его расположение определяет передачу сил между шинами и землей.

Сход-развал подвески- определение

Это набор элементов подвески, от которых зависит правильное управление колесами, правильная установка рулевого колеса и правильная управляемость автомобиля. Основными параметрами геометрии колес в каждом автомобиле являются: схождение колес, угол наклона, угол поворота оси шпинделя рулевого управления, а также угол опережения шпинделя рулевого управления.

Рулевое управление — одно из важнейших в автомобиле. От него зависят точность и безопасность вождения. Поэтому важно правильно выровнять все колеса автомобиля.

Геометрия легковых автомобилей — это компромисс между настройкой, позволяющей легко ездить по прямой, и настройкой, которая позволяет активно объезжать повороты.

виды геометрии
источник фото https://www.peugeot-favorit.ru/articles/rekomendacii-specialistov/chto-takoe-shod-razval-i-zachem-on-nuzhen/

Когда автомобиль движется по прямой, наилучшее выравнивание колес будет таким, при котором автомобиль будет устойчивым в одном направлении и будет иметь самое низкое сопротивление качению. Плоскости вращения колес должны быть параллельны оси транспортного средства.

С другой стороны, когда автомобиль движется по кривой, мы хотим, чтобы каждое колесо двигалось с разным радиусом — больше для внешних колес и меньше для внутренних. Важно, чтобы шина всегда касалась земли. Важно, чтобы тяговые силы при прохождении поворотов были равномерны, т.е. одинаково соприкасались с дорогой . 

Сход-развал может многое рассказать о техническом состоянии автомобиля и его прошлом. Если автомобиль не соответствует заводским параметрам, это значит, что требуется замена некоторых компонентов, либо кузов деформирован, например, после серьезной аварии.

Как понять что что-то не так?

  • Если вы заметили, что когда отпускаете руль на ровной дороге, автомобиль начинает уводить в сторону- скорее всего это неправильная настройка углов развала.
  • Еще одним признаком неправильной настройки геометрии является замедленная реакция автомобиля на движения рулевого колеса, а также руль не возвращается в исходное положение, если его отпустить.
  • У рулевого колеса разный радиус при вращении влево и вправо;
  • Если вы слышите визг шин при прохождении поворотов даже на маленькой скорости, то вам также следует обратиться в сервисный центр. 
  • Если вы заметили резкое изменение положения рулевого колеса при въезде на бордюр или яму при прямых колесах, также рекомендуется проверить регулировку углов установки колес.
  • Если машина не держит колею.
  • Если руль может сильно трясет при езде.

Что регулируют при сходе-развале

Регулировка углов установки колес осуществляется изменением длины рулевых тяг, носков рулевых тяг, а также затягиванием или откручиванием болтов крепления рычага подвески. 

Схождение.

Самый важный параметр схода-развала — схождение . Это соотношение взаимного расположения передних и задних колес. Когда мы смотрим на машину сверху, может показаться, что они полностью параллельны друг другу. Однако на самом деле это не так, и угол схождения составляет приблизительно от +3 до –3 градусов. В случае положительного мы говорим, что колеса сходятся, а в случае отрицательного — что они расходятся.

Автомобиль с передним схождением колес будет очень устойчивым при движении по прямой. Он будет хорошо выдерживать направление движения по прямой, но довольно лениво входить в поворот. 

Если же наоборот- расхождение, то придется постоянно поправлять руль при движении прямо.

переднее расхождение
Отрицательное схождение (расхождение)

Преимущество расходящихся колес заключается в более быстрой реакции на изменения пути движения, вызванные изменением положения рулевого колеса, что полезно, например, в серии высокоскоростных поворотов. Стоит отметить, что схождение можно регулировать регулировкой рулевых тяг .

Схождение часто является единственным параметром, который можно регулировать в современных автомобилях

Это чрезвычайно важно, поскольку от него зависит устойчивость при движении по прямой, а также сопротивление качению и износ шин. Для переднего привода схождение может быть положительным, нулевым или отрицательным. С задним приводом — только положительным.

Угол развала. Развал

угол развала
источник: https://blacktyres.ru/

Это угол между вертикалью и плоскостью колеса. В случае развала наружу угол развала положительный, а внутренний — отрицательный. У большинства автомобилей угол развала — отрицательный. Угол между колесами может варьироваться от + 10 до — 10 градусов. Если колеса наклонены верхним краем к центру автомобиля, угол будет отрицательным. Если наоборот- это положительный угол.

При заднем приводе передний угол составляет 0 градусов для жесткой оси, и обычно присутствует небольшой отрицательный развал (обычно до 0,5 градусов) на коромысле. Если развал больше — это перегружает подшипники ступицы и быстрее изнашивает шины .

схема 1
схема 2

Самая востребованная настройка — отрицательный развал. Ее особенность в том, что колеса наколняются и не касаются дороги всей поверхностью при движении по прямой, но когда вы входите в поворот, колеса прилипают к поверхности всей шириной шины . Это существенно улучшает сцепление. Еще больший минус проявляется в автомобилях с высокими характеристиками, где сцепление с дорогой является наиболее важным.

отрицательный развал

Угол поворота поворотного кулака

Еще одним важным параметром, существенно влияющим на устойчивость автомобиля при движении по прямой, является угол поворота поворотного кулака. Это угол между поворотным кулаком и вертикальной линией, перпендикулярной поверхности земли, измеренный вдоль поперечной оси транспортного средства . Если колесо работает только в вертикальной плоскости для преодоления неровностей, угол равен нулю. Если он смещается ближе к задней части автомобиля, он положительный, в противном случае — отрицательный. Положительный угол позволяет поворачивать с меньшим усилием и положительно сказывается на долговечности подшипников . Обратной стороной является то, что автомобиль становится более «дерганым» и легко меняет направление при движении по неровностям. Отрицательный угол увеличивает эффективность торможения.

угол поворота поворотного кулака

Обычно используется отрицательный угол поворота, что позволяет двигаться по прямой даже в случае отказа одного из тормозных контуров .

Угол поворота связан с углом развала. К сожалению, в современных автомобилях эти значения можно только измерить, а не установить. К счастью, при нормальной работе они не меняются. Это может произойти только после столкновения или, например, после очень быстрого наезда на высокий бордюр.

Что должен сделать механик перед проверкой углов установки колес?

Прежде чем квалифицированный специалист проверит регулировку углов установки колес , он должен сначала изучить 3 элемента, которые непосредственно влияют на регулировку углов установки колес . 

Рекомендуется сначала посмотреть сайлентблоки поперечного рычага. Это гибкие элементы, которые соединяют маятник с корпусом. К сожалению, в большинстве автомобилей эти металлорезиновые детали изнашиваются из-за плохих дорог. 

Следующие элементы, требующие осмотра, — это штифты поперечных рычагов, соединяющие поперечные рычаги с поворотными кулаками. Если они изношены, то при преодолении неровностей можно услышать стуки подвески.

Далее вещи, которые следует проверить, — это рулевая тяга и ее наконечник. Признаком износа этих элементов является появление в них люфта. 

Когда надо проверять?

Чтобы избежать неприятных сюрпризов, необходимо ежегодно проводить профилактическую проверку углов установки колес.

программа развал схождение

Результатом пренебрежения такой профилактической процедурой может стать неожиданное поведение автомобиля на дороге, например занос или внезапный съезд с обозначенной трассы. Другой эффект неправильной установки колес — сокращение срока службы шин. Видимый симптом — неравномерный износ протектора внутри и снаружи шины.  Дополнительно нужно проходить процедуру схождения-расхождения если:

  • Колесо попало в серьезную яму и это могло привести к деформации диска
  • Вы установили новые пружины и сократили дорожный просвет
  • Вы заменили шаровые опоры, рулевой наконечник, ШРУС.

Помните, что техническая эффективность нашей машины не только поможет избежать неожиданных поломок, но и обеспечит безопасность на дорогах.

Добавить комментарий