Каждый автолюбитель, управлявший одной машиной 3-5 лет замечает износ системы циркуляции воздуха. Традиционный способ ремонта — разборка всей системы охлаждения с последующей очисткой воздуховодов. Однако разобрать (и собрать) всю систему бывает очень непросто. В некоторых автомобилях приходится разбирать половину моторного отсека. Многие водители практикуют альтернативную промывку радиатора очищающей жидкостью, не снимая его с автомобиля.
Оглавление
- Моем радиатор снаружи
- Но дело не в ячейках…
- Немного теории
- Основная сложность выбора средств для промывки
- Что выбрать в итоге?
- Причина образования осадка — постоянное нагревание антифриза
- Как часто промывать радиатор?
- Профилактическая мойка радиатора
- Как проводится чистка:
- Капремонт системы охлаждения. Подготовка
- Полная промывка Охлаждающей системы. Приступим
- Несколько советов по уходу за радиаторным отопителем
- Полная промывка системы охлаждения — видео
Моем радиатор снаружи
Лучше не мыть радиатов karcher-ом и ему подобными струями высокого давления. Вы погнете пластины и радиатор работать не будет так, как надо. Максимум, что вы можете сделать без снятия радиатора- это попробовать продуть воздухом его соты.
Правильнее всего следует полностью разобрать «кассету радиаторов». Отделить радиатор интеркулера от основного радиатора и радиатора кондиционера(при наличии масляного радиатора — и от него). И только в этом случае Вы продуете/вымоете радиаторы правильно! Основная грязь/мусор скапливается в пространстве между радиаторами!
Но дело не в ячейках…
Радиатор забивается со временем…Со временем засоряются его ячейки, салонный фильтр и т.д. Чтобы почистить ячейки радиатора — зачастую приходится разбирать половину «переда» машины. Но это не всегда причина. Чаще причина именно в отстоях внутри охладительной системы. Как проверить, что у вас забилась система? Самый простой метод проверки основан на следующем — все сопла печки в салоне дуют с одинаковой силой и температура у всех одинаковая.
Если охлаждающей жидкости приходится преодолевать грязь и всякий мусор, температура по ходу ее движения снижается и это ощущается на выходе температуры воздуха из печки.
Прогрейте двигатель до рабочей температуры . Затем откройте все четыре диффузора на передней поверхности торпеды и включите максимальный жар. Далее сравните температуру воздуха из разных отопительных каналов. Неплохо для замеров иметь прибор — пирометр. Если воздух из одного сопла заметно теплее, наши подозрения подтверждаются и охладитель подлежит промывке.
Немного теории
Процесс мытья изделий из алюминия и его сплавов не так прост. Инструменты, которые обычно используются для мытья медных радиаторов — опасны для алюминия. Т.е. существуют алюминиевые или медные радиаторы в зависимости от модели автомобиля. Поэтому следует грамотно подходить к выбору средств для промывки.
Дело в том, что алюминий, как активный металл, реагирует не только со всеми щелочами, многими кислотами, но и с водой. Благодаря оксидной пленке на поверхности металла он проявляет коррозионную стойкость в нейтральной среде (pH = 7). Моющие средства с кислой природой (pH <4,8) могут растворять поверхность алюминия при определении концентрации. Однако есть вещества хоть и с общей реакцией pH> 9,5, но все равно агрессивные по отношению к алюминию — это, например, калий, сода, гидроксид натрия.
Иногда советуют, что медные радиаторы следует мыть щелочными растворами, а алюминиевые — кислотами, потому что алюминий, как говорят говорят, кислоты не боятся. Как подтверждение приводится в пример то, что азотная и серная кислоты перевозятся в алюминиевых цистернах. И это действительно так. Но дело в том, что активность кислот по отношению к алюминию зависит от их концентрации. 98% — ная серная кислота очень активна для этого материала, как и азот. Кроме того, они даже способствуют образованию на его поверхности оксидной пленки.
Основная сложность выбора средств для промывки
Когда двигатель работает, в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания, происходят различные физические процессы. Осадок хладагента (охлаждающей жидкости) становится как соль, появляются продукты коррозии, происходит окисление антифриза, а также появляется жир и грязь. Все эти компоненты растворяются кислотами или щелочами.
- продукты коррозии и окалина. Наиболее эффективно растворяется с кислотами.
- Плотные образования, противоморозные присадки Spree, масло — нейтрализуются щелочью
Поскольку взаимодействие кислоты со щелочью приводит к реакции нейтрализации, объединение в одном средстве этих компонентов бессмысленно. Это означает, что один налет удаляется только кислотой, а другой — только щелочами.
Следовательно, или удаляйте только те примеси, которые преобладают в конкретном случае, или используйте оба средства поочередно. Определить природу загрязнений можно только при сливе из старой системы хладагента. И помните, что промывка кислотой слишком большой концентрации может отрицательно сказаться на компонентах системы охлаждения (CO).
В интернете можно найти разные «народные» средства для промывки радиатора. В то же время некоторые рекомендуемые средства (лимонная кислота, пищевой уксус) все же можно использовать в крайнем случае, соблюдая разумное соотношение.
Лучше использовать для мойки бытовые очистители радиаторов, такие как Доместос, Комета, Крот, когда делаете растворы для промывки.
ВНИМАНИЕ: БОЛЬШИНСТВО ЩЕЛОЧЕЙ (ПИЩЕВАЯ СОДА, ПОТАШ, КАУСТИЧЕСКАЯ СОДА) ДЛЯ АЛЮМИНИЕВЫХ РАДИАТОРОВ ПРОТИВОПОКАЗАНЫ.
Что выбрать в итоге?
В автомобилях используют радиаторы из медно-латунного сплава и алюминия. Эти металлы по-разному реагируют на кислоту и щелочь. . Если вы сделаете ошибку, вы можете значительно усугубить ситуацию. Поэтому перед тем, как промыть автомобильную печку, нужно знать, из какого материала она сделана.
Отечественные и зарубежные производители предлагают различную продукцию, предназначенную для промывки систем охлаждения.
- Lavr cooler flush plus. Объем раствора 9 — 11 литров.
- Радиатор Flush Complete — это комплексный очиститель. Безопасен для радиаторов отопления и печей с трубами малого сечения. Объем 9-11 литров.
- Также есть зарубежные аналоги: Liqui Moly, Hi-gear, Felix и другие.


Причина образования осадка — постоянное нагревание антифриза

Большую часть времени антифриз в системе охлаждения работает при температуре 80-95 градусов. Из-за этого постепенно увеличиваются отложения на внутренних поверхностях металлических труб, контактирующих с наружным воздухом. Уменьшается сечение сопла теплоносителя и, как следствие, уменьшается интенсивность теплообмена.
Причины образования осадка, препятствующего нормальной теплоотдаче радиаторов:
- поздняя замена старого антифриза, ингредиенты которого утратили свои свойства и стали выглядеть как осадок;
- использование водопроводной и дистиллированной воды вместо антифриза приводит к увеличению отложений (накипи);
- поддельный антифриз;
- мелкие частицы от труб печки, металлическая стружка, коррозия, ржавчина, уплотнения и детали резины.
Как часто промывать радиатор?
Оптимальный интервал промывки емкости радиатора — 1 раз в 2-3 года. Операция выполняется одновременно со сменой антифриза — система опорожняется, заливается дистиллированной водой со специальным чистящим средством и вместе с двигателем нагревается до рабочей температуры. Затем раствор удаляют и заливают в расширительный бак и в систему новый антифриз.
Если описанные выше профилактические промывки проводились в течение многих лет, для восстановления нормального теплообмена необходимо будет только очистить радиатор от накипи и мусора снаружи. Процесс чистки ТЭНа может производиться двумя способами: печка со снятием и без снятия с автомобиля. В обоих случаях процесс требует наличия химически активного вещества, способного растворять окалину, а затем, предпочтительно, промывки под давлением, чтобы смыть активные вещества очистительных жидкостей. Рассмотрим оба варианта.
Профилактическая мойка радиатора
Для удаления отложений и грязи с радиатора отопителя салона разрешены следующие химические составы:
- моющее средство для автомобилей, продаваемое в специализированных магазинах (например, от бренда Mannol);
- пищевая лимонная кислота;
- бытовые реагенты для очистки канализационных труб;
- Каустическая сода

Радиатор из меди можно промывать всеми вышеперечисленными средствами.
ВНИМАНИЕ: внимательно изучите инструкцию к бытовому реагенту и убедитесь, что жидкость не повредит резиновые шланги и пластиковые детали . При сильных засорах лучше покупать два химиката на кислотной и щелочной основе.
Поскольку радиатор алюминиевой печки плохо переносит контакт со щелочами, необходимо приобретать лимонную кислоту или соответствующий очиститель, рассчитанный на алюминиевые радиаторы. В крайнем случае используют слабощелочные растворы с последующим дистиллятом.
Этот способ рекомендуется применять при отсутствии морозов — летом, ранней весной или поздней осенью. Поскольку очищать мы будем водой, а она может застыть на морозе и разорвать резиновые трубки.
Как проводится чистка:
- Полностью слить жидкость из системы охлаждения двигателя.
- Возьмите правильное количество дистиллята, соответствующее объему системы. Нагрейте воду и растворите в ней 100-150 граммов лимонной кислоты.
- Покатайтесь на воде с лимонной кислотой 4-5 дней, затем слейте раствор.
- Залейте новый антифриз
Промывание «на ходу» — мероприятие профилактическое. Если радиатор сильно разбился, очистить его не получится, нужна повышенная концентрация кислоты и капитальная промывка.
Капремонт системы охлаждения. Подготовка
Для капитальной чистки вам понадобятся:
- моющие средства двух типов — щелочные и кислотные;
- стандартный набор гаечных ключей, отверток с переходниками, воронки;
- водяной насос малой мощности (для отопления подходит бытовой циркуляционный агрегат или электронасос);
- два шланга длиной 2 метра с хомутами;
- вода дистиллированная в количестве 3-х объемов системы охлаждения автомобиля;
- ведра;
- старые цельнокроеные колготки или тройная марля
Также подготовьте емкость для слива старого антифриза и подготовьте новый.
При полной замене антифриз нужно удалить из следующих узлов:
- основного радиатора;
- расширительного бачка;
- блока двигателя;
- отопителя (печки).
Работать лучше в гараже, оборудованным ямой. Чтобы удалить отложения, не снимая печку с автомобиля, полностью слейте тосол из двигателя в следующем порядке:
- Дайте двигателю остыть до комнатной температуры и подставьте бачок под смесь антифриза.
- Ищем сливной болт на двигателе — лучше воспользоваться инструкцией к автомобилю, где указано его расположение. Откручиваем пробку на блоке цилиндров, открываем крышку расширительного бака.
- Когда весь тосол слит, заверните пробку на место. Если в основном охладителе имеется вторая сливная горловина, повторите операцию.
- Отсоедините трубопровод в самой высокой точке системы — на блоке обогрева. Это дроссельная заслонка или карбюратор.
- Сливаем антифриз из радиатора — в его нижней части предусмотрен специальный сливной кран.
- Сливаем жидкость из расширительного бачка. его можно демонтировать и помыть.
Иногда болт находится под защитой днища. Придется ее демонтировать.
Полная промывка Охлаждающей системы. Приступим
Соберите моечное устройство, включающее такие элементы:
- 2 шланга;
- водяной насос;
- колготки (фильтр).
В моторном отсеке Авто находим впускные и выпускные патрубки радиатора. Навинчиваем на них свои шланги, закрепляем хомутами. Аккуратно! — потечет антифриз, поэтому отсоединив шланг — немедленно подсоедините свой или согните его.


Примерно схема выглядеть должна вот так:

Фильтр предназначен для предотвращения попадания частиц грязи и накипи внутри насосного агрегата, поэтому его необходимо устанавливать на конце шланга, идущего от теплообменника. Подсоедините другой конец шланга к насосу, погруженному в ведро с моющим раствором. Если вы пользуетесь помпой Газель или циркуляционным насосом, то для подачи воды из ведра потребуется поставить короткий шланг.
Перед тем, как мыть печь, подсоедините наши шланги к трубкам теплообменника. Далее идем по инструкции:
- С помощью нагревателя нагрейте воду в ведре до температуры 70-85 ° C.
- Включите насос, опустив реверсивный шланг в ведро. Когда из него потечет устойчивая струя, добавьте горячей воды с очистителем канализации типа «Крот» или аналогичные (количество — не менее 1 литра).
- Запускаем систему на 30 минут, периодически включая обогреватель. Он не даст раствору остыть или закипеть.
- Через полчаса прекратите откачку и удалите грязь с фильтра. Затем поменяйте местами всасывающий и возвратный шланги удобным способом — переключите форсунки на машине или насосном агрегате.
- Снова запускаем перекачку. Обратная очистка печки проводится в обязательном порядке и длится 30 минут.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! ЕСЛИ РАДИАТОР ИЗГОТОВЛЕН ИЗ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА, ВРЕМЯ ОБРАБОТКИ НЕОБХОДИМО СОКРАТИТЬ ДО 10-15 МИНУТ. Т.К. ЧИСТЯЩИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА ОБЫЧНО ПРОИЗВОДЯТСЯ НА ЩЕЛОЧНОЙ ОСНОВЕ И СПОСОБНЫ ПОРТИТЬ РАДИАТОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
Второй этап — мытье печи чистой водой, производится аналогичным образом. Сначала вода подается в одну сторону, затем в другую, время откачки — 15 минут. Затем замените фильтр и переходите к третьей — кислотной обработке.
Для очистки радиатора раствором лимонной кислоты всыпьте 100-150 грамм реагента в горячую воду и тщательно перемешайте. Подсоедините все шланги и перезапустите насосный агрегат. Удаление накипи кислотой занимает от 30 до 60 минут, в зависимости от степени загрязнения внутренних поверхностей теплообменника. Не забывайте поддерживать температуру раствора и выполнять обратную промывку (также 30-60 мин).
Последний этап — окончательное ополаскивание от накипи и кислоты дистиллированной водой. Прогоняем воду в обоих направлениях в течение 15 минут, после чего останавливаем насос тогда, когда он выкачает всю воду из ОС.
Сборка и наполнение системы антифризом выполняется в следующем порядке:
- Подключаем соединения к штатному отопителю салона.
- Все закрыть, закрыть отверстия и медленно пролить антифриз через горловину расширительного бачка.
- Когда насадка снята с блока дроссельной заслонки, антифриз может вытечь, так что вставляем его таккже обратно и закрепляем хомутом.
- Следите за тем, чтобы охлаждающая жидкость соответствовала стандарту.
По окончании монтажа достать двигатель и нагреть его до рабочей температуры 90-95 ° С.
Проверьте мощность нагревателя, включив нагреватель и вентилятор на полную. Если полоскание прошло успешно, вы почувствуете результат.
Несколько советов по уходу за радиаторным отопителем
- Не вливайте в систему охлаждения дешевый хладагент или воду. Воспользуйтесь руководством и советами производителя.
- Ни в коем случае не смешивайте смесь антифриза с тосолом и наоборот. Эти две жидкости вступают в реакцию с образованием осадка.
- Производите замену антифриза вовремя.
- Обратите внимание на состояние шлангов радиатора отопителя, а также проверьте исправность его крана.
Промыть радиатор печки может любой автолюбитель и для этого не потребуется никаких специальных знаний.