катализатор в автомобиле

Что такое катализатор и можно ли его удалить?

Каталитический нейтрализатор предназначен для очистки выхлопных газов автомобиля. Пока он работает исправно, водители даже не задумываются о его наличии. Однако, если он поврежден или изношен, у вас есть два варианта: заменить его или полностью разобрать. Как поступить правильно? Можно просто удалить катализатор?

  • Что такое катализатор и для чего он нужен?
  • Каковы симптомы поломки каталитического нейтрализатора?
  • Что делать, если каталитический нейтрализатор изношен или сломан?
  • Можно ли удалить катализатор?
фильтры катализатора

Вкратце

Каталитический нейтрализатор, более известный как катализатор, отвечает за уменьшение вредных химических соединений, выделяемых в выхлопных газах автомобилей. Его роль очень важна для окружающей среды и, следовательно, для каждого человека. Эта деталь, как и любой другой расходный элемент, подвержена износу и затем требует регенерации или замены. Многие водители вырезают каталитический нейтрализатор из выхлопной системы, чтобы машина «задышала».

Несколько слов о катализаторе

Каталитические нейтрализаторы начали устанавливать в автомобилях примерно в середине 1990-х годов . Их цель состояла в том, чтобы уменьшить количество выхлопных газов, выделяемых при работающем двигателе. Все это делалось для того, чтобы в атмосферу проникало как можно меньше отрицательных соединений и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на все живые организмы — например углеводороды, оксиды углерода или оксиды азота. Катализатор — на самом деле неправильное название — он описывает только химическое вещество, а не само устройство. Его собственное название — реактор или каталитический дожигатель . Однако термин «катализатор» стал настолько общепризнанным, что каждый точно знает, о чем идет речь.

Он изнашивается

Эта часть автомобиля изнашивается и также может быть повреждена. Езда на короткие расстояния, проблемы с турбонагнетателем или системой зажигания, а также плохо отрегулированная система сжиженного нефтяного газа очень негативно влияют на эффективность работы каталитического нейтрализатора. Этот элемент не выносит неаккуратной езды по неровной поверхности. При ударе керамическая вставка может очень быстро рассыпаться, а значит проходимость всей выхлопной системы значительно упадет. Если такое произошло — все керамические частицы необходимо быстро удалить, чтобы они не повредили другие элементы всей системы.

износ катализатора
износ катализатора автомобиля

Симптомы проблем с катализатором

Правильный диагноз — ключ к правильному решению проблемы. Есть некоторые особенности поведения, которые могут указывать на то, что с катализатором что-то не так. Что именно?

  • падение мощности , вызванное нарушением проходимости выхлопной системы,
  • шум во время движения,
  • металлический шум, исходящий из области выхлопной системы при нажатии на педаль газа ,
  • заметное увеличение расхода топлива,
  • увеличение в выбросах CO2 — попадание в каталитический нейтрализатор посторонних химикатов, например, моторного масла, нарушит его работу. Тогда автомобиль будет выделять значительно больше углекислого газа.

Сломан каталитический нейтрализатор — что дальше?

Многие водители даже не осознают, что замена катализатора обходится недешево. Цены на новые детали действительно высоки и обусловлены в основном типом материалов, которые использовались при производстве. В первую очередь, это благородные металлы — платина или палладий, которые удорожают катализатор. Даже если вы думаете о регенерации, вместо покупки нового элемента вы должны быть готовы хорошенько раскошелиться. В случае полностью нового оборудования сумма может увеличиться в несколько раз. 

Есть ли другой вариант? Да. Многие люди предпочитают вырезать катализатор.

износ катализатора авто

Удаление катализатора

Катализатор полностью удаляют, а на его места помещают т.н. Лямбда зонд. Одновременно происходит «перепрошивка мозгов» автомобиля под стандарт «Евро -2».

удаление катализатора

В чем поможет эмулятор лямбда-зонда?

Двигатель перестает трястись на холостом ходу, но через некоторое время на приборной панели снова загорается индикатор проверки двигателя . В автомобилях, соответствующих стандарту Евро 3, устанавливаются два лямбда-зонда — первый перед катализатором, в выпускном коллекторе, а второй сразу за катализатором . Именно последний зонд начинает вызывать проблемы после того, как катализатор был разрезан. 

эмулятор лямбда зонда обманка

Водитель может использовать другие решения, например, установить специальный винт в выхлопной системе — эмулятор лямбда-зонда.. В него вкручивается только зонд. Это решение призвано обмануть зонд — его датчик погружен не в выхлопную струю, в выхлопную трубу, а всего на несколько сантиметров над ней. Винт стоит несколько сотен рублей, но не всегда помогает. Затем остается установить электронный эмулятор второго лямбда-зонда, что предполагает вмешательство в программное обеспечение двигателя. 

Если водитель решил вырезать вставку из катализатора и остался только его корпус, выхлопная система издает глухую неприятную реверберацию. В автомобилях, соответствующих нормам выше Евро 3, катализаторов больше — два, а то и три. Столько же лямбда-зондов.

Каталитический нейтрализатор является полноценным компонентом автомобиля. Его выбивание есть внесение изменений в конструкцию. Но не всё так однозначно. Хотя удаление этого элемента чревато последствиями в 2021 году, всё же нарваться на них далеко не всегда есть шансы.

1. Проверка технадзором уровня выбросов на дорогах России практически не осуществляется, хотя формально ничем не запрещена и не ограничена

2. обнаружить отсутствие катализатора практически невозможно – инспектор ДПС просто не будет даже заглядывать под днище, дабы обнаружить сварные швы или другие признаки выбитого нейтрализатора

3. вероятность того, что информация об удалённом катализаторе поступит от оператора техосмотра в ГИБДД, также чрезвычайно низкая; да даже если и поступит, то это будут данные о превышении содержания вредных выбросов – сам факт неудалённого компонента никто не проверяет и не имеет полномочий проверять, поэтому и факт внесения изменений в конструкцию не будет выявлен, а штраф и аннулирование регистрации при этом не могут быть законными.

https://autotonkosti.ru/

Как выбрать универсальный катализатор?

Катализатор можно купить и неоригинальный. Существует много заводов в странах СНГ и ближнего зарубежья ( напр. в Польше Bosal, AWG, JMJ), которые делают универсальные катализаторы для автомобилей. Универсальный катализатор для автомобиля, соответствующего стандарту Евро 2, стоит в среднем от 3000 до 10000 рублей, а для автомобиля, соответствующего стандарту Евро 3, — от 5000 до 15000 рублей. Это почти в десять раз дешевле, чем покупать новый оригинальный катализатор.

катализатор виды и принцип работы

Что важно при покупке универсального каталитического нейтрализатора? Он должен иметь ту же (или аналогичную) форму, что и оригинальный каталитический нейтрализатор, установленный на автомобиле (круглый или плоский корпус). Немаловажен и диаметр выхлопных труб — обычно 450, 500 или 550 мм.

Однако наиболее важным вопросом является соответствие катализатора мощности двигателя и европейскому стандарту . Например, если универсальный каталитический нейтрализатор соответствует стандарту Евро 3, он предназначен для автомобиля с бензиновым двигателем объемом от 1 до 1,4 л. При диаметре трубы 45 мм каталитический нейтрализатор имеет форму приплюснутой формы. банка заданного диаметра и длины.

Катализатор в выпускном коллекторе

Катализатор стоит в выпускном коллекторе

В некоторых автомобилях катализатор находится в выпускном коллекторе. В этом случае замена обходится дороже, и водителю достаточно приобрести картридж с катализатором — круглую банку стандартных размеров, без корпуса. Его замена стоит дороже, потому что механику приходится снимать выпускной коллектор и разрезать его, чтобы установить новый картридж.

Как работает, сколько времени и сколько стоит установка универсального катализатора?

Установка универсального катализатора не должна занимать больше часа. Если выхлопная система исправна и дополнительных вмешательств не требуется, стоимость составит от 2500 до 5000 рублей. Однако иногда механику приходится устанавливать новые подвески и прокладки , а также новые хомуты, если выхлопная система уже сильно изношена. Также может оказаться, что крышка глушителя сильно повреждена и ее тоже нужно заменить на новую.

Чтобы отремонтировать автомобиль, его нужно поднять на подъемнике и снять всю выхлопную систему. Особая осторожность требуется при демонтаже лямбда-зонда. Его нужно не только открутить, но и отсоединить ведущий к нему конец кабеля. Шнур обычно проходит внутри кабины, а выходное отверстие может находиться под ковровым покрытием, закрывающим центральный туннель.

После демонтажа всей выхлопной системы механик срезает старый каталитический нейтрализатор угловой шлифовальной машиной. Затем он устанавливает универсальный реактор на его место, регулирует его, а затем закрепляет. Потом ставит выхлопную систему и подключает кислородный датчик.

Что делать со старым катализатором? В стране много компаний, которые их покупают — от продажи можно будет выручить до тысячи — двух рублей.

Универсальные катализаторы не так долговечны, как оригинальные, но в хороших условиях их можно использовать несколько лет . Хорошие условия — это те, в которых автомобиль часто эксплуатируется в дальних поездках, у автомобиля эффективная система зажигания (особенно это касается катушек зажигания), и водитель не загоняет машину в глубокие лужи, потому что немедленное охлаждение горячих катализатор заставляет корпус сжиматься и крошить его вставку.

Видео о плюсах и минусах удаления катализаторов

Добавить комментарий